Александр Зеличенко, Об «объективности»

Интересней всего сегодня смотреть на «не-быдло». На людей, составляющих интеллектуальную элиту. Я говорю не о ком-то конкретно, а о социальной группе — тех, кто получил хорошее образование и заработал честным трудом ученые степени. Кто способен писать не только «умные» слова, но и умные фразы, и умные абзацы… Это интеллектуальная элита без кавычек — другой нет.

Люди это, в основном, немолодые, пожившие, хорошо помнящие и советские времена. И для них, естественно, признать себя жертвами телепропаганды совершенно невозможно. И вот — они пытаются подняться над ситуацией, взглянуть на нее объективно, чтоб ни нашим, ни вашим.

Вывод, к которому они приходят, известен заранее — «чума на оба ваши дома», слова Меркуцио, смертельно раненного из под руки друга-миротворца. Так что заняты они не тем, чтобы решить задачу, а тем, чтобы подогнать решение под ответ. Оставаясь при этом объективными и рефлексивными — в общем, такими, какими и прилично быть людям их общественного положения.

Способ решения-подгонки тоже хорошо известен. Ругать и тех, и других. Одних за то, что аннексировали Крым, других — что не захотели отдать его по-хорошему. Одних — что сбили Боинг, других — что не помешали его сбить. Всё поровну, всё справедливо.

Почему это интересно? Потому что открывает две серьезнейшие проблемы нашей интеллектуальной элиты: проблему с рефлексией, способностью видеть себя со стороны, и проблему с нравственным чувством.

Рефлексия в данном случае предполагает прежде всего способность различать побудительные причины своих мнений — откуда растут ноги. Видеть «комплекс старшего брата», «комплекс национального унижения» (за поражение в Холодной войне), «комплекс вины» (нежелание признавать вину за политику РФ в отношении Украины)… Наконец, видеть влияние, которое оказывают на тебя СМИ — и непосредственно, и через мнение окружающих, через создание своего рода «поля ненависти».

Далее. Рефлексия предполагает способность поставить себя на место другой стороны. Это сразу бы позволило увидеть картину такой неприглядной, какой она есть — агрессивной войной РФ против Украины (неважно, что методы этой войны не традиционны).

Казалось бы, это не так сложно: принадлежа к народу-агрессору, представить себя человеком народа жертвы агрессии. А нам, так уж совсем просто: ведь мы и сами были жертвами агрессии. Как чувствует себя жертва? И за что ее можно винить?

Можно ли винить коммунистов за уничтожение заводов в оставляемых городах? Или за сравнивание с землей своих же городов при их освобождении?

А как звучат объяснение гитлеровцами необходимости войны нуждами приобретения жизненного пространства? Или — необходимостью защитить Европу от большевизма?

Это только кажется, что «не так сложно». Очень сложно увидеть себя частью зла, сохраняя при этом понимание, что сам ты вовсе не зло. Настолько сложно, что даже у самых психологически грамотных «объективистов» это не получается.

Но отсутствие рефлексии еще не так страшно, как проблемы с нравственным чувством. Мы так глубоко вытеснили и продолжаем вытеснять чувство вины, оно настолько для нас болезненно, что мы проделываем просто гераклову работу — доказывая себе, что мы правы, а они не правы, что мы хорошие, а они плохие.

Отличие только в том, что Геракл чистил авгиевы конюшни, а мы — наоборот. И еще — мы так увлечены этой своей работой, что не видим, что она не гераклова, а сизифова: что сколько ни пытайся поднять этот камень, он все равно упадет. И раздавит нас.

Источник: «Эхо Москвы»
Опубликовано автоматически, мнение администратора сайта может не совпадать с мнением автора.

0.00 avg. rating (0% score) - 0 votes
comments powered by HyperComments

Рубрика: "Эхо Москвы"